Обязательный аудит

        Аудиторская проверка – важнейшая процедура и основной способ подтверждения работы предприятий в соответствии с законом (независимо от формы собственности). В проведении этого исследования заинтересованы организации, стремящиеся избежать конфликтных ситуаций с контролирующими структурами, завоевать доверие у своих инвесторов, клиентов и партнеров. 

          В нашей стране порядок проведения процедуры обязательного аудита  регулируется федеральным законом №307ФЗ от 30 декабря 2008 г. «Об аудиторской деятельности».

       В данном законодательном акте прописан ряд предприятий, которые подлежат обязательному аудиту. К ним относятся:

  • Компании, имеющие организационно-правовую форму ОАО; 
  • Организации-эмитенты ценных бумаг, которые имеют обращение на фондовых биржах, или осуществляющие действия с ценными бумагами;
  • Банки, кредитные учреждения;
  • Cтраховые и клиринговые компании;
  • Внебюджетные фонды (за исключением государственных);
  • Фондовые, товарные и валютные биржи;
  • Негосударственный пенсионный фонд, акционерный фонд, паевые инвестиционные фонды;
  • Фирмы, действующие на рынке ценных бумаг профессионально;
  • Предприятия, (за исключением органов государственной власти, сельскохозяйственных кооперативов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий), которые имеют выручку от деятельности (реализация товаров, услуг, выполнение работ), превышающую 400 миллионов руб., или сумму балансовых активов на конец отчетного периода – 60 миллионов руб.;
  • Организации, публикующие в средствах массовой информации свою отчетность;
  • Другие случаи.

      В вышеперечисленных организациях обязательная аудиторская проверка проходит каждый год. Для ее осуществления привлекаются квалифицированные частные аудиторы и аудиторские организации, имеющие аттестат.

Обязательному аудиту подлежат организации, в составе уставного капитала которых доля государственного участия – не меньше 25%.

      Аудиторская организация для проведения проверки выбирается на конкурсной основе.

      Правила проведения и регламент конкурса устанавливаются Правительством РФ.

      Цель и задачи обязательной аудиторской проверки

     Обязательный аудит для ООО или ЗАО в 2017 году, а также предприятий другой формы собственности проводится с целью анализа документации. Минимальный объем документов, который необходим для исследования, определен законом «Об аудиторской деятельности». Максимальное их количество согласовывается с клиентом. Специалисты проверяют не только налоговые и финансовые отчеты, но и данные первичных бухгалтерских учетных документов. На основании их анализа эксперты составляют заключение, которое содержит информацию о выявленных недочетах, а также рекомендации по их устранению.

       Обратите внимание !

      Непроведение обязательного аудита влечет за собой наложение крупного штрафа. Компания, погасившая такую задолженность, не освобождается от дальнейших проверок.

     Контролирующие органы, которые могут оштрафовать компанию за отсутствие аудиторского заключения, что, по сути, означает непроведение обязательного аудита.

       Штрафы со стороны налоговой службы

     Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

       Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

        Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

       Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 г. №А55-24924/2015).

       Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

        Важно!

       С 10 апреля 2016 г. вступили в силу поправки в ст.15.11 КоАП, в которой предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).         

     Размер штрафов, предусмотренный обновленной редакцией ст.15.11 КОАП, составляет:

  • от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);
  • при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

        При этом срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 года с момента совершения такого правонарушения.

        Кто может инициировать наложение такого штрафа?

    Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица:

  • налоговых органов (пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП);
  • органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп.11 п.2 ст.28.3 КоАП);
  • Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп.3 п.5 ст.28.3 КоАП).

        Штрафы со стороны РОССТАТА

     За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

    При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

        Штрафы со стороны Банка России

      Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.         

      Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ).

        Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту – Положение).

        Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения). Напомним, что обязательный аудит проводится в случаях, если компания имеет организационно-правовую форму АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

         Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

        Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена п.2 ст. 15.19 КоАП.

       Так, раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

  • от 30 тыс.рублей до 50 тыс.рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • от 700 тыс.рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).    

        Важно!

     При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, размер минимального штрафа может быть снижен судом. Например, за неразмещение аудиторского заключения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судом был снижен штраф до 350 тыс.рублей (постановления АС Северо-Западного округа от 10.02.2016 г. №А56-30455/2015, КС РФ от 25.02.2014 г. №4-П).