В 2016 году заработает институт налогового мониоринга.

« Назад

В 2016 году заработает институт налогового мониоринга. 09.11.2015 07:10

          С 1 января 2015 года в России введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг (разд. V.2 НК РФ). Практическая реализация данных нововведений начнется в 2016 году. При отсутствии практики применения норм о налоговом мониторинге специалистами проводится теоретический разбор частных вопросов применения новых норм НК РФ (о процедуре, о сроках, о субъектах и т. д.). Обсуждается и более глобальный вопрос о том, нужна ли российским организациям такая форма налогового контроля. Обоснованность доводов противников и сторонников налогового мониторинга можно будет оценить лишь по прошествии определенного времени. Тем не менее на данном этапе можно определить наиболее существенные аспекты налогового мониторинга, которые позволят компаниям определиться с тем, стоит ли в дальнейшем применять данную форму налогового контроля.

Трудозатраты на налоговый мониторинг будут меньше, чем экономический эффект от его внедрения

 

При обсуждении перспектив реализации налогового мониторинга на российской почве юристы разделились на два лагеря. Одни, назовем их «скептики», сомневаются в полезности данного института. Другие — «оптимисты» — позитивно смотрят на будущее налогового мониторинга.

Ко второй группе преимущественно относятся юристы и руководители организаций, которые приняли участие в эксперименте по пробному внедрению налогового мониторинга в ряде компаний, стартовавшем в 2012 году (МТС, Ernst & Young, ОАО «РусГидро»).

Скептики полагают, что внедрение налогового мониторинга может привести к увеличению трудозатрат налогоплательщика, связанных с предоставлением большого объема документов в налоговый орган. По их мнению, это приведет к диктату налогового органа посредством принятия мотивированных мнений (будет преобладать исключительно фискальный подход налогового органа), а также к ограничению налоговой приватности (чрезмерное раскрытие информации).

Оптимисты говорят о том, что внедрение налогового мониторинга будет иметь положительный эффект как для налогоплательщиков, так и для государства. Для налогоплательщиков мониторинг принесет прозрачность в обмен на освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок. Кроме того, такая форма контроля позволит оперативно разрешать различные неопределенности и споры, а также даст возможность заранее согласовать свою позицию с налоговым органом.

Для государства же налоговый мониторинг повлечет повышение качества взаимодействия налогоплательщика и налогового органа, сокращение издержек, повышение качества налогового администрирования.

Мы не согласны со скептиками. По нашему мнению, странно сетовать на увеличение трудозатрат, которые в денежном выражении будут меньше, чем экономический эффект от внедрения налогового мониторинга. У налогового органа не может быть иного подхода, кроме как исключительно фискального. И, наконец, в эру обмена налоговой информацией соответствующими органами большинства стран мира, значительного сокращения офшорных юрисдикций, проведения корреляции между реальным собственником (бенефициаром) и его доходами, призывы к налоговой приватности не совсем корректны. Важно отметить, что переход к налоговому мониторингу — это добровольное решение организации.

Мы предлагаем ответить на вопрос о необходимости в России налогового мониторинга путем анализа принципов налогового мониторинга и ценностей данной формы налогового контроля для субъектов соответствующих правоотношений.

Налоговый мониторинг позволит заранее узнать позицию налогового органа по спорному вопросу

 

Итак, предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организацию (далее в настоящем разделе — организация) (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Налогоплательщик сможет обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга.

Налоговый или «горизонтальный» мониторинг основан на трех основных принципах.

Первый — это взаимное доверие. Реализация данного принципа в рамках налогового мониторинга позволит перевести отношения налогового органа и налогоплательщика из режима проверок (фактически конфликтного) в состояние сотрудничества.

Предполагается, что по ходу налогового мониторинга взаимное доверие налогового органа и налогоплательщика будет укрепляться. Очевидно, что налоговый орган будет лояльней относиться к организации, которая оптимизирует налоговую нагрузку в рамках закона. Если же организация использует любую возможность, в том числе и сомнительную, для уменьшения суммы уплачиваемых налогов, то и отношение к ней со стороны инспекторов будет более жестким. И наоборот, постоянное взаимодействие с налоговым органом позволит налогоплательщику больше доверять решениям государственного органа, более спокойно и уважительно относиться к решениям его сотрудников (поскольку налогоплательщик будет знать, что выводы налогового органа основаны на глубоком знании инспектором специфики деятельности и актуальных документов налогоплательщика).

Вторым принципом налогового мониторинга является взаимное понимание. Так, инспектор налоговой службы, осуществляя фактически в режиме реального времени мониторинг компании, получает более полное и подробное представление о деятельности налогоплательщика, его контрагентах, совершаемых сделках и их целях. Это позволит более объективно и адресно реагировать на отчетность налогоплательщика.

Используя институт мотивированного мнения, налогоплательщик сможет заранее узнать позицию налогового органа. Равно как и налоговый орган будет осведомлен о позиции налогоплательщика.

Например, на сегодняшний день налогоплательщик обычно узнает позицию налогового органа из акта по результатам проверки, а более подробно в суде, и наоборот, налоговый орган видит контрдоводы налогоплательщика из соответствующих жалоб организаций. Взаимное понимание в рамках налогового мониторинга означает, что обмен мнениями и позициями по спорному вопросу будет происходить в формате: запрос налогоплательщика на мотивированное мнение — мотивированное мнение налогового органа.

+

И, наконец, третий принцип налогового мониторинга — это прозрачность.Налогоплательщик более открыт для налогового органа, поскольку предоставляет большое количество документов в режиме реального времени

Безусловно, для компании-налогоплательщика, которая оптимизирует налоги на грани закона и в документах которой есть то, что не совсем соответствует налоговой отчетности, налоговый мониторинг не подходит.

Налоговый мониторинг подходит не для всех компаний

В литературе справедливо выделяют следующие ценности, которые представляет собой налоговый мониторинг для государства:

— повышение качества налогового администрирования;

— улучшение инвестиционной привлекательности страны;

— сокращение затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек;

— выявление пробелов и коллизий в налоговом законодательстве.

Для налогоплательщика ценность налогового мониторинга будет проявляться в следующем:

— минимизация налоговых рисков (освобождение от уплаты пеней и штрафов, освобождение от налоговой ответственности);

— оперативное разрешение спорных вопросов (использование мотивированных мнений);

— сокращение судебных расходов (меньше споров — ниже затраты).

Несмотря на различный количественный состав ценностей для налогоплательщиков и государства, качественное соотношение, на наш взгляд, сопоставимо.

Краткий анализ принципов и ценностей налогового мониторинга позволяет сделать вывод о том, что данная форма налогового контроля — это в целом позитивное явление. Здесь мы сделаем три оговорки.

Во-первых, мы не исключаем, что нормы разд. V.2 НК РФ будут меняться, совершенствоваться в процессе их применения. И это нормально, поскольку будет происходить обкатка совершенно нового для нашей страны налогового института.

Во-вторых, налоговый мониторинг не для всех. Данная форма налогового контроля интересна компаниям, которые тратят существенные ресурсы на формирование и функционирование системы внутреннего контроля, заботятся об эффективном планировании расходов, добиваются прозрачности бизнеса, а значит, повышают свою инвестиционную привлекательность. Напротив, налоговый мониторинг совсем не подходит для организаций, которым все указанное чуждо, как и для тех, кто снижает налоговую нагрузку способами, находящимися на грани закона.

+

В-третьих, удастся ли воплотить в жизнь принципы налогового мониторинга так, чтобы этот институт стал ценен одновременно для налогоплательщиков и государства, покажет время. Уже в следующем году начнется реальное применение разд. V.2 НК РФ и из опыта такого применения можно будет делать выводы.